Skip to main content
BMW. История Баварских Моторов BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

Прославленная российскими фильмами про бандитов, «бэха-пятерка» или «бумер» стал едва ли не символом целого поколения. А ведь к легковым автомобилям международный концерн BMW пришел сравнительно недавно – каких-то 40 лет назад. Да, за это время вчерашние школьники успели вырасти и родить собственных детей, но для автостроительной компании этот срок равен лишь одному семестру в высшей школе, не более. Непрерывный процесс обучения в этом деле равносилен элементарному выживанию. И здесь BMW преуспели.
By Иван Зенкевич
By Иван Зенкевич

История в будущем всемирно известной марки началась в 1913 году, на самой северной из мюнхенских окраин. Густав Отто, чей отец, Николаус Август Отто, изобрел газовый 4-тактный двигатель внутреннего сгорания, основал небольшую фирму по созданию авиационных моторов. Карл Рапп открыл такую же по соседству. Внезапно начавшаяся Первая мировая война буквально засыпала молодых промышленников заказами, вынудив их объединиться.

Правда, к настолько большим объемам производства, которые были необходимы Австро-Венгерской армии, оказались готовы не все. Из-за нестабильного финансового положения, последовавшего в 1916 году, Карл Рапп покинул фирму. На его место пришел Франц Джозеф Попп, австрийский промышленник.

Так, в 1917 году в Мюнхене возник полноценный завод по производству авиационных двигателей. В его регистрационном названии значилось: Bayerische Motoren Werke («Баварские Моторные Заводы»). Сокращенно – BMW. А уже через год фирма получает статус акционерного общества (AG).

Тогда же возникает и знаменитый логотип BMW: четыре сине-белых сектора, заключенных в круге. По одной версии маркетологов они означали крутящийся самолетный пропеллер на голубом небесном фоне, по другой – цвета символизировали баварский флаг.

BMW. История Баварских Моторов

В 1919 году немецкий летчик Франц Димер, устанавливает мировой рекорд, поднявшись в воздух на высоту 9760 метров. Самолет, на котором было совершено это достижение, был оборудован двигателем Motor-4, производства BMW. Последовавшее со всех сторон внимание не идет на пользу компании: поражение немцев в войне пророчит так же конец и молодой фирме.

По Версальскому договору (1919 г.) Германии запрещено производить двигатели для самолетов, а ведь это было единственной продукцией, которую выпускали BMW. Но редко кому удавалось обставить баварцев на их родном поле – промышленности: реорганизовав производство, Отто и Попп стали выпускать тормозные системы для поездов, затем наладили выпуск моторов для мотоциклов, а впоследствии и самих мотоциклов.

Работа на новом поприще продвигалась стремительно. Используя авиационные заводские мощности, глава конструкторского отдела BMW Макс Фриц разработал новую концепцию привода – оппозитный двигатель, где прямую передачу крутящего момента на заднее колесо обеспечивал карданный вал. Оба цилиндра этого двигателя BMW располагались не продольно (как у других марок), а поперек направлению движения. Это обеспечивало лучшее охлаждение набегающими воздушными потоками. Новая система организации двигателя превосходно зарекомендовала себя, произведя своего рода революцию среди мотоциклов.

BMW. История Баварских Моторов

Первый железный конь такого рода, R32 с клеймом BMW на «спартанских» боках, дебютировал на парижском мотосалоне в 1923 году, с ходу завоевав себе репутацию скоростного и устойчивого агрегата. Рабочий объем этой зверушки составлял 494 см³, а мощность 8,2 л/с. При таких показателях мотоцикл развивал скорость в 90 км/ч, а весил всего 120 кг. Благодаря низкому центру тяжести, R32 обладал исключительной маневренностью и был хорошо управляем. Надежный, неприхотливый в обслуживании, этот баварский «жеребец» снискал себе добрую славу. При стоимости в 2200 имперских марок R32 хорошо продавался. До 26-го года заводы BMW собрали более 3 тыс. таких мотоциклов.

1925 год открыл для BMW двери в мотоспорт. Ведь именно тогда на свет появился R37 – мотоцикл, впоследствии завоевавший все высшие титулы немецких чемпионатов в своем классе (500 см³). По сути, это была модификация R32, адаптированная к высоким требованиям профессионального мотоспорта. Рудольф Шляйхер, поступивший на службу BMW в качестве инженера, сконструировал для нового «жеребца» «сердце» со стальными цилиндрами и легкосплавными головками с верхним расположением клапанов. Благодаря этому новшеству вся система привода была герметично закрыта, что дало BMW весомое преимущество. С возросшей до 16 л/с мощностью R37 стал непобедим.

Стоит отметить, что BMW не полностью забросило производство авиационных моторов. Несмотря на то, что их сборка завершалась в других странах, самолеты с баварскими двигателями продолжали покорять воздушное пространство. На одном из таких летательных аппаратов был совершен первый межконтинентальный перелет в Персию (1924 г.). Гидросамолет Rochrbach Ro VII, оснащенный двигателями BMW VI, установил пять мировых рекордов (1926). Еще через год в мировой авиации было установлено 87 мировых рекордов, 29 из них – благодаря BMW.

Столь яркие победы не могли остаться без внимания: в начале 30-ых авиационные мощности BMW работают на повышенных оборотах, выполняя крупные заказы СССР. Похоже, Версальский договор перестал быть актуальным…

BMW. История Баварских Моторов

1928 год обозначил новый виток в истории BMW: компания купила автомобильный завод в Айзенахе (в наши дни этот город знаменит своим музеем автомобилестроения, однако там родился И.С. Бах, и провел детство Мартин Лютер, отец реформации, переведший Новый Завет на немецкий язык; прим. авт.). Уже через год баварцы с гордостью представили свой первый автомобиль – малолитражку Dixi, особенно актуальную для объятой экономическим кризисом Европы.

1929 год стал знаковым для BMW и по другой причине. В сентябре мотогонщик Эрнст Хенне, по прозвищу «Белый Фантом», становится самым быстрым мотоциклистом в мире, промчавшись по Ингольштадскому шоссе на скорости 216 км/ч. Беспрецедентная победа, впрочем, оставила Хенне равнодушным, так как превышала прежний рекорд всего на 10 км/ч. А это делало его уязвимым перед английскими и итальянскими конкурентами. Целью «Фантома» было одолеть такой скоростной рубеж, который сделал бы его рекорд абсолютным. BMW, с которыми у Эрнста Хенне был подписан долгосрочный контракт, это стремление поддержали.

BMW. История Баварских Моторов

Инженерный отдел баварцев вовсю трудится над усовершенствованием мотоциклов. Первые результаты BMW обнародовали в своих моделях R12 и R17 (1935 г.), где первыми в серийном производстве заменили вилку с листовыми рессорами на вилку телескопическую с гидравлической амортизацией.

Вскоре Рудольф Шляйхер продвинулся гораздо дальше, представив абсолютно новый мотоцикл R5. В нем было уже два распредвала, ножное управление коробкой передач, двигатель с туннельным картером. Рама представляла собой бесшовную конструкцию из тянутых конических труб. Рабочий объем движка составлял 500 см³, а мощность – 24 л/с. Это была лучшая спортивная модель для своего времени.

Но даже этого Эрнсту Хенне оказалось недостаточно. Специально для него на заводе BMW был спроектирован компрессорный двигатель. Раму и аэродинамические панели сделали в собственной мастерской гонщика. Рабочий объем движка составлял все те же 500 см³, зато мощность равнялась 108 л/с. В 1937 году на автобане Франкфурт-Дармштадт Хенне добивается потрясающего результата – 279,5 км/ч! Этот рекорд оставался непревзойденным целых 14 лет, сделав «Белого Фантома» самым быстрым мотогонщиком планеты.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

В 30-е расширился и модельный ряд автомобилей BMW. Первый автомобиль с 6-циллиндровым двигателем этой марки появился в 1933 году и был способен развить скорость до 90 км/ч. Модель 303 так же приобрела и характерную решетку радиатора, которая впоследствии станет неотъемлемой частью дизайна автомобилей BMW.

Чуть позже свет увидел усовершенствованные версии 309 и 315, отличавшиеся более высокими характеристиками от своего прототипа. Тогда же возник и цифровой индекс названия машин, где первая цифра обозначала серию, а две другие – объем двигателя. Так, спорткар BMW 319, что разгонялся до 130 км/ч, принадлежал к автомобилям третьей серии с объемом движка в 1,9 тыс. см³. Этого принципа краткого обозначения BMW придерживаются по сей день.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

Выпуском своего первого 4-дверного седана, BMW 326, компания понаделал шума: шикарная отделка салона, более чем приятный внешний вид, 6-циллиндровый двигатель под капотом (1971 см³; 50 л/с) и способность разогнаться до 115 км/ч потеснили даже Mercedez-Benz в своем классе. Модель выпускалась с 1936-го по 1941-ый, объемом почти в 16 тыс. экземпляров. Это был лучший серийный показатель за всю довоенную историю BMW.

BMW. История Баварских Моторов

Еще один спорткар 1936 года выпуска стал своего рода символом BMW. Авто 328 был воплощением изящества, скорости и мощи. Именно в нем компания воплотила свой извечный принцип: «автомобиль – для водителя», а с ним и определила внутреннюю политику на все последующие годы.

Когда грянула Вторая мировая война, BMW, как и всем, кто представлял германскую автопромышленность, пришлось забыть о былых проектах. Отныне все мощности были направлены на подготовку и снабжение немецких войск. BMW вновь выпускают авиамоторы, в частности, для бомбардировщиков JunkersJU 52/3m, а с 1944 года и реактивные двигатели 109-003. Так же проводятся испытания ракет. Ходят слухи, что на заводах BMW не гнушались использовать рабский труд военнопленных… Но, какие бы чаяния не были возложены на эти эксперименты, сбыться им не пришлось. Потерпев сокрушительное поражение, Германия погрузилась в атмосферу кризиса и упадка.

BMW. История Баварских Моторов

Едва ли BMW удалось избежать общей участи. Четыре из пяти заводов компании находились на оккупированной СССР территории. Также была утеряна большая часть былых разработок. Даже уцелевшему заводу в Мюнхене грозил демонтаж, а самой компании – трехлетний запрет на производство.

Чтобы спастись от поглощения конкурентами и уцелеть, BMW брались за любые заказы: от ремонта военных машин американцев, до производства велосипедов и прочей подсобной техники. Первый мотоцикл появляется по истечении положенного срока, в 48-ом. Детали для R 24 изготавливались на арендованных у других фирм станках. Сам «железный конь» собирался вручную. Рабочий объем его одноцилиндрового движка не превышал установленных 250 см³, а мощность составляла 12 л/с. Аппарат отличался умеренной стоимостью, и уже к 1951 году его производство перевалило за 18 тыс. экземпляров.

BMW. История Баварских Моторов

Фактически, этот простенький мотоцикл возродил BMW из пепла. Производственная мощность компании вновь набирала обороты. Лидеры предприятия надеялись снова занять премиум-сегмент на автомобильном рынке, выпустив большой седан 501. Это был добротный автомобиль, выполненный в самобытном красивом кузове, с мощным мотором (1971 см³; 65 л/с; 135 км/ч). Но пришелся он не ко двору: в разоренной послевоенной Германии у людей просто не было средств на роскошь, а в остальной Европе продукцию «made in Germany» презрительно отвергали. Пробиться на американский же рынок прямой возможности не было – там хватало и собственных марок подобных машин.

BMW. История Баварских Моторов

Зато в мотогонках BMW, как и прежде, не было равных. В 1955 году ходовая часть новых спортивных моделей была усовершенствована до полномаятниковой (R 50 и R 51). Это обеспечило мотоциклам большую устойчивость. До 1974 года BMW была бескомпромиссным лидером в мировых чемпионатах для машин с колясками, завоевав 19 наград.

Чтобы возродить производство с былым размахом, BMW следовало переквалифицироваться на нужды среднего класса. Что компания и сделала, выпустив в 1955 году ультрасовременное решение: легковушку особо малого класса, BMW Isetta. Ее особенностью было наличие всего трех колес, а так же дверь-капот, что открывалась по ходу движения. Дизайну кузова, разработанному итальянской компанией Iso (и выкупленному немцами), позавидовал бы всякий любитель стимпанка, если бы они тогда водились на свете. По словам самих итальянцев, в создании этого авто-пузыря участвовали два скутера, расположенных рядом, и холодильник, похожий на каплю.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

Несмотря на малую мощность (9,5 л/с) мотоциклетного двигателя (модель R 25), этот карапуз настолько понравился людям, что к 1964 году BMW выпустили ок. 160 тыс. «яиц на колесах», как их прозвали в Германии. Даже сейчас этот автомобильчик исполнен очарования, и некоторые рок-группы, такие, как Depeche Mode, с удовольствием демонстрируют его в своих музыкальных клипах.

В 1956 году BMW обновляет линию спортивных автомобилей. На свет появляются родстеры 503 и 507. Последний стал шедевром, истинным воплощением автомобиля-мечты. Изысканный кузов, легендарная немецкая надежность и самые передовые технологии (V8, 3168 см³, 150 л/с; 220 км/ч) сделали BMW 507 наиболее дорогим автомобилем за всю свою историю. В наши дни один из его 252 созданных экземпляров стоит ок. 900 тыс. €. В год выпуска этого авто на Франкфуртском автосалоне BMW собрали максимум оваций.

BMW. История Баварских Моторов

На первый взгляд, дела компании шли в гору. И лишь бухгалтеры BMW знали, что баварское предприятие катится к банкротству. Всему виной была десятилетняя чехарда в совете директоров, чья некомпетентность и раздутые амбиции приводили к нелогичным, и даже пугающим результатам. Так, производство спортивных родстеров стало непомерно убыточным. Счета BMW опустели, долги росли, а банки отказывали компании в кредитах.

Масла в огонь подлили Daimler-Benz, объявившие на собрании акционеров (1959 г.) о намерениях выкупить контрольный пакет акций BMW. Это грозило баварцам поглощением, а значит, концом истории. Но… подобного так и не случилось.

Новый инвестор был как воздух необходим компании. Но человек, способный без страха встать у руля предприятия, был необходим еще больше. BMW нуждались в лидере, который мог бы идти верным курсом. И такой человек появился. Звали его Герберт Квандт.

Представитель влиятельной и богатой фамилии, Квандт входил в элиту немецкого общества, а значит, пользовался доверием банков. Он с легкостью добился для BMW субсидий, в которых им отказывали ранее. Но, что еще более важно, Герберт видел потенциал в «баварцах», в рядовых инженерах и механиках, и знал, что благодаря им эта компания способна выпускать хорошие автомобили под собственным торговым знаком. Чтобы доказать это, Квандт немедленно взялся за дело.

Определиться с вектором во внутренней политике BMW было довольно просто. Оказалось, что компания совсем не выпускала автомобилей для среднего класса (за исключением забавной малолитражки Issetta; также компания пыталась сделать «народным» авто BMW 700, только на его производство уже не было средств). А ведь финансовое положение людей крепло с каждым годом; им нужны были машины, что сочетали бы в себе надежность, комфорт и высокое качество, но при этом имели невысокую стоимость. Квандт задал BMW жесткие сроки (всего 1,5 года), за которые следовало построить такой автомобиль.

BMW. История Баварских Моторов

В сентябре 1961 года, на открытии Франкфуртского автосалона была представлена BMW-1500, к созданию которой приложили руку лучшие инженеры, что Квандту удалось найти. Четырехдверный седан выглядел безупречно: за внешним аскетизмом скрывался высокий стиль, а начинка двигателя М-10 (1,5 тыс. см³, 75 л/с) надолго опережала свое время. Автомобиль не считался гоночным, но его скоростные характеристики (145 км/ч; 16,8 сек. до 100 км/ч) радовали тех любителей погонять, у кого не было на это лицензии. Конечно, многое в BMW-1500 нужно было доводить до ума, но уже к концу выставки желающих заказать себе эту машину было столько, что они выстроились в очередь. Цена в 9500 немецких марок оказалось приемлемой для многих: вскоре заказы на новое авто от BMW посыпались на годы вперед. Сами того не ведая, Квандт сотоварищи запустили процесс, который нельзя было остановить…

Сверхприбыль от продаж седана 1500 (и его многочисленных модификаций) не только покрыла долги BMW, но так же обеспечило компанию средствами для воплощения любых будущих проектов. Недавний кризис научил баварцев не делать необдуманных шагов, отчего их машины год от года становятся все лучше.

Так, в 1966 году выходит BMW 1600-02, первое авто из «Нового класса», предтеча целой серии машин с турбонаддувом (от 1602 до 2002). Вскоре вновь появляются комфортабельные большие седаны 2500 и 2800.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

70-е породили все основные серии автомобилей BMW, которые компания развивает до сих пор, чем и знаменита. Так, свет увидел легкие «тройки» (спорткары), представительные «пятерки» (бизнес-класс), мощные «шестерки» (купе) и дорогие, навороченные «семерки» (люкс-класс). Развитие технологий также на пике: появляются двигатели с цифровым управлением, антиблокировочная система ABS, алюминиевая ходовая часть.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

Не стоит на месте и производство мотоциклов. В 1976 году на модели BMW R100 RS устанавливается полноразмерный обтекатель. «Железный конь» К 100 (1983 г.) оборудован уже 4-цилиндровым рядным «движком» с жидкостным охлаждением и впрыском топлива.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

В 90-ых BMW ведут огонь изо всех орудий: кроме обновленного модельного ряда, компания приобретает промышленную группу Rover Group (1994 г.), а также крупнейший в Англии комплекс по производству автомобилей входящих в нее марок (Rover, Land Rover, MG, MINI). Чуть позже «баварцы», ставшие концерном, приобретают и Rolls-Royce Motor Cars Ltd (1998 г.). В результате на свет появляется кроссовер Х5 (1999 г.), произведший сенсацию в новом для BMW сегменте. Арсенал мотоциклов пополнился новейшим круизером R 1200 C, сверхмощным и быстрым (1170 см³, 65 л/с, 170 км/ч).

 BMW. История Баварских Моторов

Венцом же столь неоднозначной, но блистательной карьеры стало появление BMW на больших экранах. В картине «Золотой Глаз», всем известный суперагент 007 показан за рулем родстера Z7, а в фильме «И целого мира мало» Джеймс Бонд водит Z8. Стоит ли говорить, что продажи машин после такой рекламы взлетели до небес.

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

BMW. История Баварских Моторов

В настоящий момент BMW являются межконтинентальным концерном, с 22-мя дочерними предприятиями в различных точках земного шара. Штаб-квартира «баварцев» находится в Мюнхене, рядом с музеем компании. Всего в BMW работает ок. 100 тыс. специалистов, а годовой оборот денежных средств составляет ок. 70 млрд. €. Любопытно, что при торжестве цифровых технологий, BMW не так широко используют на производстве роботов (в отличие от других автопромышленников) – многие этапы сборки машин производятся вручную. Наверное, какие-то вещи должны оставаться неизменными, ведь вначале за всеми автомобильными стандартами, что теперь постулируют BMW, стояли обыкновенные люди. Люди, которые сумели реализовать свой потенциал и превратить свои идеи в эталон качества, скорости и надежности. Такие люди и по ныне создают «баварские моторы».

More Articles

Анахронизм будущего

Анахронизм будущего

Именно так концерну Mercedes-Benz стоило назвать свой первый «автомобиль для бездорожья». Ведь в ...
Автосоциум. Рок-мобили

Автосоциум. Рок-мобили

О том, что рок-н-ролл мертв наперебой выли грязные панки 70-ых, волосатые металлисты 80-ых, гранж...

Subscribe to Our Newsletter: