Здесь не будет 100500 способов «взбодриться». Ты их и так знаешь.

С усталостью можно бороться с помощью открытых форточек, растирания ушей, энергетиков и песенок. Но если водителя накрывает сонливость, а мозг переходит в «спящий» режим — все, баста. Единственное, что спасет — остановка. Или смена водителя.

Фокус в том, что люди засыпают от естественной низкочастотной вибрации в кабине во время движения. В состоянии утомления достаточно полчаса проехать по двухполосной магистрали — и привет, Морфей. От модели авто эффект не зависит. От опыта и крутости водителя — тоже.

Тут как с алкоголизмом.

Признаешь, что не можешь справиться самостоятельно — имеешь шанс на спасение. Решил намотать «последних» 20-100-200 км, потому что сильный и сможешь — и сможешь. Намотать. Последних. Привет всем героям, о подвигах которых напоминают кресты у обочин.

Главное — вовремя остановиться

Итак, с арсеналом способов взбодриться разобрались. Это о том, как продолжить движение. А безопасность — это про «вовремя остановиться».

Вовремя — это когда тело еще держится, со стороны — нормальный водитель: руки крутят руль, глаза смотрят.

А вот мозг уже перестает нормально обрабатывать информацию и засыпает.

Как понять, что дело плохо

Как понять, что ты засыпаешь за рулем

  • замечаешь, что моргаешь

Самый очевидный признак.

Мы не замечаем, что моргаем, потому что это происходит очень быстро. А если моргание как в замедленной съемке — так, что ты замечаешь этот момент — это веки отяжелели. Процесс отключки запущен. Срочно на обочину!

  • ловишь глюки

Галлюцинации нам подкидывает уставший мозг. Некоторые водители, намотав под тысячу или больше км без сна вообще на ходу «мультики» смотрят. Тут же речь о другом.

Ты замечаешь, что тебе чудятся какие-то фигуры вдалеке — а это оказываются столбы. Или смутные контуры другого автомобиля буквально исчезают.

В общем, это говорит о том, что мозг не успевает адекватно обрабатывать информацию, которая поступает от глаз. Почему? Да потому что засыпает. У тебя в запасе пара минут — действуй!

  • забываешь детали

Какой дорожный знак был последним? Сколько времени было на панели приборов, когда ты смотрел(а) на нее в последний раз? Какая скорость? Какая песня играла 5 минут назад по радио?

Трудности с обработкой и запоминанием самой простой и необходимой информации — верный признак, что мозг отключается.

  • нарушаешь ПДД «по мелочи»

Забываешь поменять свет на ближний, проезжаешь на красный — а потом спохватываешься: все это признаки засыпания. Трудно сохранять концентрацию, мозг не обрабатывает все поступающие сигналы.

  • все лень, все бесит

Становится утомительно поддерживать беседу. Лень подбирать слова, не хочется тратить силы.

Появляется непонятное раздражение — встречные машины ослепляют, подсветка приборов дурацкого цвета, внутри машины слишком жарко, холодно, плохо. Все эти признаки говорят о сильной усталости.

Есть даже такое негласное правило: если при оживленной беседе в машине вдруг повисла тишина — скоро всех срубит.

Не нужно ждать беды. Съезжай на обочину и отдыхай или меняйся с другим водителем.

Я пассажир, как проверить водителя?

Интересоваться, в порядке ли водитель, бесполезно. Ориентироваться на внешние признаки тоже не стоит. Скорее всего, вас заверят в полной адекватности.

Нужно спросить что-то, что требует обдумывания и внимания. Вроде «Какой поселок мы сейчас проехали» или «Что подарить N на день рождения?». Начинайте дебаты на острые темы вроде политики. Юмор — к бою.

И все время при этом нужно проверять реакцию водитея.

Отвечает скупо, 1-2 словами, отмахивается от вопросов, раздражается?  Вероятно, настало время меняться за рулем.