Автомобильное кресло. Что вы о нём знаете?
Сиденье автомобиля представляет собой совершенную сложнейшую систему, сочетающую в себе целый набор функций. Основными конструктивными элементами водительского сиденья являются рама, подушка сиденья, спинка сиденья, подголовник и опционально подлокотник.
Рама сиденья выполнена из высокопрочной стали, закреплена к кузову автомобиля через направляющие, по которым осуществляется перемещение сиденья вперед и назад. На раме установлены подушка сиденья, спинка сиденья, а также удерживающее устройство (замок) ремня безопасности. Привод рамы сиденья для перемещения вперед/назад бывает механический и электрический. Наиболее совершенным является электропривод сиденья с памятью для 2-3 различных водителей.
Подушка сиденья изготавливается из собственной рамы, покрытой мягким пенополиуретаном. Рама подушки сиденья соединена с рамой сиденья через сервоприводы, позволяющие регулировать высоту подушки сиденья относительно пола автомобиля, а также регулировать угол наклона подушки. Все чаще подушка сиденья является составным элементом из основания подушки сиденья и удлиняемой части подушки. Также наиболее «крутые» сиденья могут похвастать вылетом подушки относительно спинки сиденья.
Спинка сиденья также является сложной многофункциональной конструкцией, скрепленной с рамой (либо с подушкой сиденья) через осевые шарниры. Спинка сиденья может быть цельной либо составной, позволяющей регулировать наклон сиденья в зоне плечевого пояса. Поясничный подпор все чаще становится стандартной функцией современного сиденья. Поясничный подпор спинки сиденья может регулироваться по вылету, а в некоторых моделях и по высоте.
Подушка и спинка сиденья имеют валики боковой поддержки, в современных автомобилях (например в BMW) валики боковой поддержки имеют регулировку. А в автомобилях Mercedes Benz сиденья по своей конструкции просто уникальны. Они оснащены пневмокамерами, которые обеспечивают регулировку боковой поддержки, поясничного подпора, плечевого пояса и жесткость сиденья по средствам сжатого воздуха. Более того, система связана с датчиком положения рулевого колеса и датчиками бокового ускорения автомобиля. Накачивая соответствующие валики боковой поддержки, достигается максимально комфортное удержания водителя в самом кресле. Спинка сиденья является активным элементом системы безопасности автомобиля, включающим боковую подушку безопасности с пиропатроном и электрозапалом.
Подголовник впервые появился на автомобилях в 1959г. В настоящее время подголовник является обязательным атрибутом передних сидений и опциональным для задних. Подголовники призваны обеспечить безопасность автомобилиста при ударе автомобиля сзади. В современных автомобилях все более массово устанавливаются активные подголовники, которые могут быть механические и с электроприводом. Некоторые подголовники имеют также боковую поддержу, но эта функция обеспечивает комфорт, нежели безопасность.
Сегодня также можно говорить о развлекательной функции подголовников, либо сиденья в целом.
Вы до сих пор считаете сиденье достаточно простым и примитивным элементом автомобиля? Тогда продолжим…
Современные сиденья автомобиля оснащены климатической системой, системой обеспечения комфорта при длительных поездках, помощниками в работе и отдыхе, а также системой активной безопасности.
Климатическая система сиденья представляет собой систему подогрева, а в более комфортабельных автомобилях также систему вентиляции сидений. Самая простая система подогрева является однодиапазонной. Либо греет либо не греет. Более совершенные имеют по 2-3 уровня подогрева, а самые современные очень быстро прогреваются, а дальше поддерживают комфортную «теплую» температуру, которая настраивается бортовым компьютером. Система вентиляции сиденья, как правило, состоит из двух вентиляторов в спинке сиденья и еще двух в подушке сиденья. Более совершенные системы вентиляции (снова привет, Mercedes-Benz) содержат в своей конструкции пневмокамеры, в которые изначально закачивается охлажденный воздух из салона для охлаждения самого сиденья, а только после этого начинается активная продувка для охлаждения разгоряченного палящим солнцем либо активной рулежкой седока.
Массажная система предназначена для комфортного перемещения водителя без остановки на значительные дистанции. Система может состоять из целого набора валиков, которые передвигаются по определенной программе, либо из пневмокамер, которые наполняются воздухом и опустошаются, для расслабления мышц спины и бедер, а также лучшей циркуляции крови. Самые современные массажные системы имеют несколько программ (расслабление/приведение в тонус мышц).
Система активной безопасности включает в себя вышеназванную боковую подушку безопасности, весовой датчик (а в новых моделях полноценные весы), систему слежения о непристегнутом ремне безопасности, систему с вибромоторами для прудепреждения о пересечении линий разметки (при наличиии в автомобиле системы слежения за полосой) и систему предупреждения засыпания водителя. Если умный автомобиль понял, что Вы решили отдохнуть, задремав, начинается интенсивная вибрация подушки сиденья. При этом может звучать зуммер, мигать индикатор на приборной панели, а также «дергаться» ремень безопасности.
Ну и закончим помощниками в работе и отдыхе.
Помощниками в работе и отдыхе являются: возможность разворота водительского сиденья на 180 градусов к сиденьям второго ряда «лицом», возможность складывания спинки сиденья до образования полноценного спального места вкупе с сиденьями второго ряда, а также всевозможные столики с подстаканниками на задней спинке сиденья с подсветками, карманами (сетками) для хранения.
Пожалуй, на этом месте пора ставить жирную точку. Но хочется добавить одно. Сиденье с каждым годом развивается также стремительно, как и сам автомобиль, и перечисленные системы все чаще становятся обязательными.