Типичный исход аварии с затонувшим авто — смерть всех присутствующих в машине. Почему так происходит и что можно сделать, чтобы спастись?

Паника, потеря [драгоценного] времени на [бесполезные] попытки получить помощь извне, непонимание того, каким образом машина уходит под воду.  Добавим фактор неожиданности. В смысле, это же все с другими случается, а мы бессмертные. Добавим лед, как это бывает в зимних авариях, когда машину выбрасывает с трассы в кювет с водой или прямиком на озеро…

Шанс выжить в такой ситуации в лучшем случае — один к трем. Если действовать четко и в первые 1-2 минуты — один к двум.

фатальная ошибка #1

Какой алгоритм действий в ситуациях, угрожающих жизни, у нас на подкорке? Правильно, звонить в МЧС или другую службу [911, спасибо Голливуду] спасения.

Теперь представим. Что-то произошло лучилось: удар, занос, отлетело колесо — не важно, но вот в этот момент вы летите в воду. В машине. И если вашей первой инстинктивной реакцией будет «НАБРАТЬ КОМУ-ТО СРОЧНО СООБЩИТЬ ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОПРОСИТЬ ПОМОЩИ», вы проиграли.

Вы потратили драгоценные первые секунды, когда ваши шансы выбраться из тонущей машины еще реальны, на последний разговор [основано на реальных событиях в Канаде в 2014 году с группой подростков, которые решили в момент аварии и затоплением автомобиля звонить друзьям] не важно, со службой спасения или семьей.

Давайте считать.

Опыты показывают, что от момента попадания в воду до полного затопления машина кое-как держится на плаву от 30 секунд до 2х минут. Причем первым на дно уходит передняя часть кузова — все дело в тяжелом двигателе.

Теперь посчитайте, сколько времени у вас уйдет на звонок, даже с голосовым набором. И кому вы что собираетесь сказать? «Спасите меня, я тону в машине?» Ни одна служба спасения не отреагирует так быстро.  Даже если нашлись очевидцы передряги, в которую вы попали, они просто не доберутся так быстро до места «икс».

Спасти себя и пассажиров, выбраться из тонущей машины можете только вы сами. Признайте это и забудьте о попытках связи.

фатальная ошибка #2

Физика и некоторые инструкторы по безопасности говорят нам: давление воды снаружи на кузов тонущей машины не даст водителю открыть двери. Просто набери воздуха, [спокойно] дождись, пока салон не заполнится водой и только затем открывай дверь — давление внутри и снаружи сравняется, это можно будет сделать. Плыви к свету и возьми свой приз за спартанскую выдержку с полочки.

Красивый метод? Очень. И логичный. Есть только одна загвоздка.

Пока салон будет заполняться водой, автомобиль будет тонуть [КЭП]. И никто не знает, как долго это будет продолжаться и на какую глубину вообще опустится машина.  В результате времени на всплытие может просто не хватить.

Да и вряд ли у кого-то получится спокойно тонуть вместе с машиной, чтобы дождаться подходящего момента для спасения, пока салон заполняется водой.

Представьте такую ситуацию и себя. Скорее всего, у вас начнется паника — значит, вы будете просто терять воздух, энергию, способность адекватно действовать и соображать.

В общем, потратите свой один к трем шанс достаточно бестолково.

А что тогда делать?!

Эксперт по погружениям машин в холодную воду Гордон Гизбрект, проведя ряд [догадайтесь каких] опытов, сделал вывод. Что стратегия «ждать затопления, после всплыть» срабатывает только один раз из трех.

В качестве альтернативы г-н Гизбрект предлагает стратегию с выживаемостью один к двум: «РЕМЕНЬ, ДЕТИ, ОКНО, ПРОЧЬ». Возможно, однажды этот метод спасет вам жизнь.

Алгоритм действий

Как только вы понимаете, что машина летит в воду:

  • будьте готовы, что начнете паниковать — и прокручивайте в голове на этот счет какую-то успокаивающую фразу. В идеале — повторяйте план. Ремень, дети, окно, прочь.
  • если в машине есть пассажиры, попытайтесь предупредить, как именно собираетесь спасать [не только свою] жизнь;
  • приготовьтесь к столкновению. Как только авто упадет в воду или на лед, сработают подушки безопасности. Чтобы они при выстреле не сломали вам руки,  возьмите руль в положении «одна рука на 9 часов, другая — на 15».

Как только машина коснулась воды

Не пытайтесь открыть двери — это вряд ли получится, пока давление не сравняется [салон не заполнится водой]. Пытаясь открыть дверь, вы фактически выбираете затопить салон водой за 5-10 секунд, вместо того чтобы использовать минуту (!) на спасение.

  • РЕМЕНЬ

Отстегните свой ремень безопасности как можно быстрее.

Но учтите, что если слой воды оттесняет вас от двери и окна, или вы потеряли ориентацию из-за того что машина при падении перевернулась, пристегнутый ремень может скорее помочь. В таких случаях лучше оставаться пристегнутым до последнего, и откинуть ремень уже перед тем, как будете готовы покинуть салон [только не забудьте, люди тратят драгоценные секунды на дурацкий ремень].

Если ремень заклинило, не пытайтесь резать его подручными средствами, лучше максимально ослабьте его и выползите наружу.

  • ДЕТИ

Гизбрект учитывает в своем алгоритме вариант, когда в салоне есть дети. И советует отстегивать пассажиров в, начиная со старших [лучше подготовленных физически и не в панике] — ведь те могут помочь быстрее освободить младших.

  • ОКНА

Даже при погружении в воду электроника будет работать в среднем 3-10 минут. Если у вас электроподъем стекол, сразу жмите кнопку. Если «весла» — сразу крутите.

Чем быстрее вы опустите стекло, тем больше шансов на спасение у вас будет.

Почему именно окно? Открыв окно, вы не так быстро затопите салон, как с дверью. Значит, выберетесь максимально быстро.

 Если окно не открывается — разбивайте его [и поторопитесь]

  • забудьте о том, что сможете разбить ветровое стекло [это же триплекс!]
  • выберите ближайшее боковое или заднее стекло, найдите центральную точку
  • бейте в эту точку [изо всех сил!] тяжелым предметом [зонтом, планшетом, каблуком, металлической ножкой вытащенного из сиденья подголовника]
  • не получается? Бейте с силой ногами по верху и с края стекла, это конструктивно слабое место конструкции
  • [для параноиков и просто ответственных] Возьмите из двери заранее купленный маленький острый молоток [задумайтесь о покупке, вот серьезно].

 

Если машина продолжает тонуть

Разбивайте окно. Снова и снова. Не прекращайте попыток выбраться!

Пока автомобиль продолжает тонуть, а салон заполняется водой, важно [и очень сложно]глубоко дышать.  Когда вода дойдет до груди, сделайте глубокий вдох и зажмите нос.

  • Помните: даже если салон ушел под воду, у вас есть время, чтобы выбраться. Но действовать надо молниеносно.

Как только давление воды изнутри и снаружи сравняется, пробуйте открыть дверь — автоматикой или вручную [именно так, фатальная ошибка — 2 в этом случае ваш шанс]. Если дверь заклинило, разбивайте окно.

  • ПРОЧЬ

Наберите воздух и выплывайте через окно или дверь. Будьте готовы, что вода хлынет в салон потоком, и вам будет нужно преодолеть сильное сопротивление.

Ваша задача — выбраться [любым способом] из затопленной машины,  оттолкнуться от кузова и сильными гребками всплыть к поверхности. Ориентируйтесь на пятна света и направление пузырьков воздуха.

  • С пассажирами поступаем как с ремнем: выталкиваем вначале старшего ребенка [физически подготовленного, адекватного пассажира], затем младшего, затем сами.
  • Тяжелая одежда и обувь будут тянуть вас ко дну [и не думайте ничего прихватывать с собой из машины- жизнь дороже всего]
  • Если машина проломила лед, используйте этот пролом чтобы выбраться [очень сложно, но вдруг вас у кромки уже ждет помощь]

Итого

Алгоритм «РЕМЕНЬ-ДЕТИ-ОКНА-ПРОЧЬ» дает вам шанс выбраться из машины за 1-2 минуты, пока она не ушла на дно.

Этого времени вам должно хватить, чтобы освободить от ремней безопасности себя и пассажиров, открыть [разбить] окно и, собственно, доплыть до берега.

Если выбраться в первые минуты не получилось, не прекращайте попыток. Разбейте окно или дождитесь, пока салон не заполнится водой, задержите дыхание и откройте двери.

Выбравшись на берег, обратитесь к проезжающим водителям, чтобы вызвать «скорую».

P.S.

Хочется верить, что вам никогда не пригодится эта информация. Тем не менее — поделитесь ею в теми, кто вам дорог [и ездит на машине].